Россия
Россия
Московский авиационный институт (технический университет) (кафедра «Радиоэлектронные системы и комплексы летательных аппаратов» филиала «Взлет», доцент)
Россия
Рассмотрены способы повышения безопасности при роботизации высокоопасного технологического процесса – заправки воздушных судов авиационным топливом. Основное внимание уделено факторам обеспечения безопасной эксплуатации роботизированного авиатопливозаправщика при управлении им по помехоустойчивому радиоканалу. Приведены положения, которые должны учитываться при формировании тактико-технических требований к радиосистеме управления и ее узлам для снижения рисков. Отдельное внимание уделено системе молниезащиты роботизированного авиатопливозаправщика, которая является критическим элементом из-за наличия на нем антенн высотой 2–3 м. Показана усовершенствованная структурная схема радиоканала управления целевым оборудованием роботизированного авиатопливозаправщика при выполнении задач по функциональному назначению.
пожарная безопасность, безопасность заправки топливом, роботизированный авиатопливозаправщик, радиоуправление, помехоустойчивое кодирование
1. Автоматизированная система управления технологическим процессом топливозаправочного комплекса. Современные решения и реализация // ИТНОУ: информационные технологии в науке, образовании и управлении. 2021. № 1. С. 25–29.
2. Кошкаров А.С., Семенова В.П. Основные подходы к автоматизации движения сервисных транспортных средств на территории аэродрома // XIV Общерос. молодежная науч.-техн. конф. «Молодежь. Техника. Космос»: сб. трудов. СПб.: БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, 2022. С. 192–195.
3. Кошкаров А.С., Семенова В.П. Разработка имитационной модели лидара системы предупреждения столкновений сервисного транспортного средства // Труды МАИ. 2023. № 128. С. 15.
4. Перевозчикова Ю.В. Робототехника в РФ: текущая ситуация и перспективы развития отрасли // Актуальные вопросы современной экономики. 2024. № 5.
5. «ГАЗПРОМ НЕФТЬ» представила робота-заправщика // Бурение и нефть. 2018. № 11.
6. Бородин В.В., Петраков А.М., Шевцов В.А. Анализ эффективности передачи данных в сети связи группировки беспилотных летательных аппаратов // Труды МАИ. 2015. № 81. С. 27.
7. Дорожко И.В., Горохов Г.М., Кириллов И.А. Методический подход к разработке системы поддержки принятия решений оператора автоматизированной системы управления технологическими процессами на основе динамических байесовских сетей // Труды МАИ. 2022. № 125.
8. Свиридов В.В. Методика оценки качества группового взаимодействия робототехнических комплексов в условиях изменяемой фоноцелевой обстановки // Труды МАИ. 2021. № 121. С. 22.
9. Княжский А.Ю., Плясовских А.П. Цифровая модель движения на аэродроме // Вестник Концерна ВКО «Алмаз – Антей». 2020. № 3. С. 96–106. DOI: 2542-0542-2020-3-96-106.
10. Нгуен В.В., Усина Е.Е. Динамические модели управления и стабилизации движения манипулятора БЛА // Известия Юго-Западного государственного университета. 2020. № 24 (4). С. 200 216.
11. Буренко Е.А. Обоснование эффективности использования сигналов с ортогональным частотным разделением каналов в авиационных радиосистемах передачи информации //Труды МАИ. Вып. № 127. С. 1–36.
12. Волков А.С. Разработка имитационной модели канала с группирующимися ошибками // Труды МАИ. 2023. № 128. С. 1–35. DOI:https://doi.org/10.34759/trd-2023-128-12.