Россия
Рассматривается определение геометрических параметров площади пролива аварийно химически опасных веществ при авариях автомобильного транспорта, перевозящего данные вещества, с учетом климатических условий Арктического региона, которые при прогнозировании последствий аварий влияют на глубину вторичного облака химического заражения и величину времени поражающего действия. Предложен способ определения геометрических параметров площади пролива хлора и аммиака с учетом уклона местности и климатических условий Арктического региона на основе использования данных их вязкости при расчетах, адаптированных к данным вязкости нефтепродуктов, использованных при экспериментальном определении удельной растекаемости. Приведены расчеты геометрических параметров площади пролива хлора и аммиака, в результате которых было установлено, что данные величины существенно изменяются при уклоне местности на маршруте. Установлено, что на время поражающего действия аварийно химически опасных веществ при аварии незначительно влияют отрицательные температуры воздуха, присущие Арктическому региону, а в основном существенно влияет скорость ветра. В целях обеспечения безопасности населения при авариях на автотранспорте, перевозящего аварийно химически опасные вещества, на маршрутах их перемещения в населенных пунктах Арктического региона при прогнозировании возможных последствий аварии предлагается учитывать не только геометрические параметры площади пролива с учетом уклона местности и отрицательных температур воздуха, но и присущие данному региону преобладающие скорости ветра.
аварийно химически опасное вещество, площадь пролива аварийно химически опасных веществ, высота пролива аварийно химически опасных веществ, время поражающего действия (испарения), уклон местности, удельная растекаемость
1. Савчук О.Н. К вопросу уточнения конфигурации и геометрических параметров площади пролива при разгерметизации резервуаров с АХОВ, перевозимых автомобильным транспортом // Проблемы управления рисками в техносфере. 2024. № 3 (71). С. 63–73.
2. Рекомендации по обеспечению безопасности персонала химически опасных объектов и населения при возникновении ЧС / П.В. Данилов [и др.] // Молодой ученый. 2017. № 9 (143). С. 59–62.
3. Совершенствование транспортировки АХОВ на автомобильном транспорте / Е.Г. Асманкин [и др.] // Известия Петербургского университета путей сообщений. 2023. Т. 20. Вып. 4. С. 828–834.
4. Методики оценки последствий аварий на опасных производственных объектах: сб. документов. М.: ГУП НТЦ «Промышленная безопасность», 2001. Сер. 27. Вып. 2. 224 с.
5. Методика оценки последствий химических аварий. Методика оценки последствий аварий на производственных объектах (Методика «Токси». Редакция 2.2): сб. докладов. М.: Гостехнадзор, 2002.
6. СП 165.1325800.2014. Свод правил инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51–90 (утв. приказом Минстроя России от 12 нояб. 2014 г. №705/пр) (в ред. от 12 апр. 2023 г.). М.: Минстрой России, 2023.
7. Панюхин С.В. Прогнозирование последствий аварий на химически опасных объектах // Мировая наука. 2019. № 11 (32). С. 263–264.
8. Жилина И.Ю. Арктические города России: последствия изменения климата // Экономические и социальные проблемы. 2023. № 3. С. 97–128.
9. Методы определения площади пролива нефтепродуктов на горизонтальную поверхность / В.В. Кокорин [и др.] // Технология техносферной безопасности. 2017. Вып. № 2 (72). С. 130.
10. Савчук О.Н., Игайкина И.И., Аксенов А.А. Особенности обеспечения безопасности населения при авариях с разгерметизацией цистерн с аварийно химически опасными веществами, перевозимыми автомобильным транспортом в Арктической зоне // Проблемы управления рисками в техносфере. 2023. № 4 (68). С. 42–53.




