Россия
Россия
Россия
В условиях интенсивного развития информационных технологий большое значение приобретают исследования, посвящённые их влиянию на социально-психологическое развитие человека. Особый интерес представляет изучение взаимосвязей между увлеченностью видеоиграми и отклоняющимся, агрессивным поведением. Полученные данные позволяют проанализировать как контент игр, их жанровая специфика и время, затрачиваемое на них, соотносятся с актуальным эмоциональным состоянием игроков. Представлены результаты социально-психологического исследования, проведенного весной 2025 г. среди респондентов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Выявлены их отношение к видеоиграм, цели участия в них, любимые жанры, время, которое участники уделяют игре, влияние на быт и профессиональную деятельность, воздействие на эмоционально-волевую и когнитивную сферу.
социально-психологическое исследование, компьютерные игры, влияние, опрос, отклоняющееся поведение
1. Агеев Н.Я., Дубовик И.А., Аракелова Д.А. Взаимосвязь характеристик видеоигр и индивидуально-психологических особенностей студентов // Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16. № 1. С. 96–110. DOI:https://doi.org/10.17759/psyedu.2024160106.
2. Михайлов В.А., Михайлова В.В., Киселева В.С. Сознательный оптимизм как искусство жить и умение мыслить // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2023. № 3 (60). С. 26–32.
3. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период // НИИ школьных технологий. 2006. С. 128.
4. Аветисова А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 4. С. 25–58.
5. Петрова В.И. Интернет-зависимость у подростков и её влияние на эмоциональную сферу // Вестник науки. 2023. Т. 3. № 12 (69). С. 885–891.
6. Омельченко Н.В. Личностные особенности играющих в компьютерные игры: автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2011. 169 с.
7. Губанова О.А., Степанов Р.А., Шелепенькин А.А. Электронная информационно-образовательная среда в системе повышения квалификации слушателей МЧС России // Педагогический журнал. 2023. № 6-1. С. 265–271.
8. Hollingdale J., Greitemeyer T. The effect of online violent video games on levels of aggression // LoS ONE. 2014. № 9 (11): e111790. DOI:https://doi.org/10.1371/journal.pone.0111790.
9. Михайлов В.А., Михайлова В.В. Прогнозирование успешности профессиональной деятельности будущих руководителей пожарно-спасательных подразделений // Мониторинг, моделирование и прогнозирование опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. 2017. С. 110–113.
10. Михайлов В.А. Актуальные аспекты морально-психологической подготовки выпускников вузов ГПС МЧС России // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 2018. С. 164–167.
11. Kowert R., Domahidi E., Quandt T. The relationship between online video game involvement and gaming-related friendships among emotionally sensitive individuals // Department of communication studies, university of Münster. Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2014. № 17 (7). Р. 447–453. DOI:https://doi.org/10.1089/cyber.2013.0656.
12. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Сундеева М.О. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16–19.
13. Лобжа М.Т., Михайлов В.А., Михайлова В.В. Методологические аспекты проектирования технологии формирования психофизических качеств на основе адаптационного потенциала // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2015. № 4 (29). С. 26–30.
14. Петрова В.И. Влияние компьютерной зависимости на эмоциональную сферу подростка // Вестник науки. 2024. Т. 2. № 1 (70). С. 560–566.
15. Сколько людей играют в игры? URL: https://inclient.ru/video-games-stats (дата обращения: 24.03.2025).
16. Filipovic A.M. Possible effects of playing video games with explicit violence on player aggression // Kultura Polisa. 2023. Vol. 20. № 2. P. 61–81. DOI:https://doi.org/10.51738/Kpolisa2023.20.2r.61f.
17. Проходимова Е.М., Булатова Ю.М., Рева Ю.В. Методика учета квалификации преподавателей при решении учебных задач с использованием функционального подхода // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2024. № 4 (65). С. 6–12.
18. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психология и педагогика игры. М.: Юрайт, 2025. 223 с.
19. Платон. Избранные диалоги. М.: АСТ, 2004. 506 с.




