Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются современные подходы к определению понятия «языковой барьер». Выделяются лингвистические, социокультурные, психологические, методологические факторы, обуславливающие возникновение повышенной тревожности обучающихся в процессе изучения иностранного языка. Рассматривается новое измерение явления «языковой барьер», связанное с внедрением цифровых инструментов в межкультурную коммуникацию. Многомерная лингвокультурологическая среда представлена как способ организации образовательного процесса в рамках формирования вторичной языковой личности обучающегося.

Ключевые слова:
межкультурная коммуникативная компетенция, языковой барьер, образовательная среда, цифровизация, социальное взаимодействие
Список литературы

1. Иностранный язык: перспективная инвестиция? ВЦИОМ НОВОСТИ. 30 сентября 2019. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/inostrannyj-yazyk-perspektivnaya-investicziya (дата обращения: 29.08.2025).

2. Worldwide English Proficiency Index Reports Persistent Global Decline With Weaker Skills in Women and Young adults. URL: https:/ https://sg.finance.yahoo.com/news/worldwide-english-proficiency-index-reports (дата обращения: 29.08.2025).

3. English at Work: Global Analysis of Language Skills in the Workplace. URL: https://www.cambridgeenglish.org/images/335794-english-at-work-executive-summary.pdf (дата обращения: 29.08.2025).

4. Россияне боятся поездок и переездов из-за языкового барьера. URL: ttps://www.gazeta.ru/social/news/2025/06/11/26006828.shtml (дата обращения: 29.08.2025).

5. Kulaeva F.A., Khasueva K.G. Phenomenology of language barrier in various spheres of life // SHS Web of Conferences. EDP Sciences, 2024. Vol. 195. P. 02008.

6. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. М.: Слово, 2008. 172 с.

7. Агафонова Л.С. Языковой барьер как психологический феномен при изучении английского языка. Научные исследования и разработки // Новое и Актуальное: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 2021. С. 168–171.

8. Федоров И.Е. Факторы снижения результативности обучения иностранным языкам и пути их преодоления // Focus on Language Education and Research. 2022. Т. 3. № 4. С. 34–45.

9. Song Z. Foreign Language Anxiety: A Review on Definition, Causes, Effects and Implications to Foreign Language Teaching // Journal of Education, Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 26. P. 795–799.

10. Horwitz E.K. Foreign Language Anxiety // Language Teaching. 2010. Vol. 43. № 2. P. 154–167.

11. Krashen S.D. Principles and Practice in Second Language Acquisition. Oxford: Pergamon Press, 2009. 209 p.

12. Завершнева Е.Ю. Представление о смысловом поле в теории динамических смысловых систем Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 119–135.

13. Social links vs. language barriers: decoding the global spread of streaming content/ P. Seoyoung [et al.] // Humanities and Social Sciences Communications. 2025. № 12 (76). P. 1–11.

14. Alon L., Krtalić M. Overcoming language barriers with innovative design for multilingual digital platforms // Information Matters. 2025. Vol. 5. Iss. 1. P. 1–3.

15. Ковалева А.Г., Луконин Д.Д., Ушакова А.Д. Искусственная лингвокультурологическая среда для формирования вторичной языковой личности при обучении в российском вузе в современных геополитических условиях // Международный научно-исследовательский журнал. 2025. № 3 (153). С. 1–6.

16. Рязанцева И.В., Соболева Е.Л., Матвеева И.В. Интернационализация вуза как ключевой аспект подготовки конкурентноспособных специалистов // Творчество и современность. 2022. № 2 (17). С. 51–60.

17. Исраилова Л.Ю. Анализ факторов, влияющих на успеваемость студентов в изучении иностранных языков в российских вузах // Управление образованием: теория и практика. Новые управленческие технологии в педагогике. 2024. № 12-2. С. 225–232.

18. Абдулвахабова Л.Б. Эффективность изучения английского языка студентами российских вузов: институциональные и мотивационные факторы // Управление образованием: теория и практика. 2024. Т. 14. № 11-2. С. 221–228.

19. Chernoshtan O.N. Stephen Krashen's theory of com prehensible input for the design of short-term profes sionally oriented foreign language courses at a non-lin guistic university // Scientific-methodological electronic journal «Koncept». 2024. № 3. P. 83–99.

Войти или Создать
* Забыли пароль?