Россия
Представлен обзор основных организационных и управленческих задач по обеспечению защиты от чрезвычайных ситуаций природного характера в ходе морской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации. Основным механизмом обеспечения безопасности морской экономической деятельности в Арктике называется предотвращение чрезвычайных ситуаций путём их прогнозирования. Акцентируются проблемы природных (климатические экстремумы) чрезвычайных ситуаций, кратко изложены основные направления получения прогностической информации, научной и научно-технической деятельности, задачи правового регулирования. Ориентиром изложения темы статьи является Морская доктрина Российской Федерации – стратегический акт Главы государства, который содержит основные положения о принципах и механизмах осуществления морской деятельности в Российской Федерации. Результатом данного исследования является позиционирование прогнозирования чрезвычайных ситуаций как неотделимого сегмента морской деятельности в Арктике.
Арктика, чрезвычайные ситуации, прогнозирование, морская деятельность, климатические процессы, арктические моря, научная деятельность в Арктике, безопасность мореплавания, Северный морской путь
1. Морская доктрина Российской Федерации (утв. Указом Президента Рос. Федерации от 31 июля 2022 г. № 512 «Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации»). URL: pravo.gov.ru (дата обращения: 16.05.2024).
2. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Указом Президента Рос. Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий») // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 28. Ст. 2882.
3. Гордиенко А.Н. Конституционные основы предотвращения чрезвычайных ситуаций // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2024. № 2 (63). С. 27–38.
4. Положение о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 14 янв. 2003 г. № 11 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 3. Ст. 228; № 19. Ст. 1840; 2006. № 3. Ст. 302; 2009. № 50. Ст. 6101; 2020. № 2. Ст. 180; 2022. № 26. Ст. 4476).
5. Положение о функциональной подсистеме координации деятельности по поиску и спасанию людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 2.3) (утв. приказом МЧС России от 22 июля 2013 г. № 480; зарег. в Минюсте России 18 сент. 2013 г. № 29978) // Рос. газ. 2013. № 229.
6. Редкоус В.М. Вопросы обеспечения национальной безопасности в Морской доктрине Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2022. № 8 (212). С. 165. DOI:https://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_164.
7. Критерии информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (утв. приказом МЧС России от 5 июля 2021 г. № 429; зарег. Минюстом России 16 сент. 2021 г. № 65025). URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.05.2024).
8. Навроцкий В.В. Мировой океан и глобальные изменения климата // Вестник ДВО РАН. 2013. № 6. С. 107.
9. Снятков А.А. Морская доктрина Российской Федерации как фундаментальная основа формирования арктической политики в ближайшей перспективе // Chronos. 2022. Т. 7. № 7 (69). С. 60. DOI:https://doi.org/10.52013/2658-7556-69-7-17.
10. О выделении в 2022 г. бюджетных ассигнований Минобрнауки России, Росгидромету, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» для предоставления субсидий в целях государственной поддержки федеральных государственных учреждений, осуществляющих научную, образовательную и иную деятельность: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 2 сент. 2022 г. № 2515-р. URL: pravo.gov.ru (дата обращения: 16.05.2024).
11. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федер. закон от 21 дек. 1994 г. № 68-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 35. Ст. 3648; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 50. Ст. 5284; 2009. № 1. Ст. 17; 2010. № 21. Ст. 2529; 2011. № 1. Ст. 24; 2012. № 14. Ст. 1549; 2013. № 7. Ст. 610; № 27. Ст. 3450; 2014. № 42. Ст. 5615; 2015. № 10. Ст. 1408; № 18. Ст. 2622; 2016. № 1. Ст. 68; № 7. Ст. 919; 2019. № 27. Ст. 3524; 2020. № 14. Ст. 2028; 2021. № 24. Ст. 4188; 2022. № 1. Ст. 28; № 45. Ст. 7662, 7668; 2024. № 6. Ст. 768.
12. Папцова И.И., Каманин В.М. Воздействие изменения климата на Арктические экосистемы и оценка эмиссии парниковых газов при использовании морских судов: труды Крыловского гос. науч. центра. 2021. Спец. вып. 1. С. 252–254.
13. Liyanarachchi W.A. de Silva, Hajime Yamaguchi. Numerical Study of Oil Spilled Behavior under Ice–Covered Area in the East Siberian Sea // Proceedings of the 24th International Conference on Port and Ocean Engineering under Arctic Conditions. Busan, Korea, 2017.
14. Сергеев Е.Б. Программа «WebMeteo»: св-во о рег. программы для ЭВМ от 14 мар. 2022 г. RU 2022613341; заяв. № 2022612897 от 2 мар. 2022 г.
15. Сергеев Е.Б. Программа для извлечения метеоданных из интернет-сайта // Актуальные проблемы обеспечения пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Железногорск, 2022. С. 83–87.
16. Мельников В.Ф. Морская доктрина Российской Федерации и роль фундаментальных оборонных исследований в развитии военно-морского флота Российской Федерации // Фундаментальная наука – Военно-морскому флоту: сб. науч. статей. СПб.: С.-Петерб. гос. экон. ун-т, 2024. С. 8–20. EDN WSCKZS.
17. Немченко С.Б., Смирнова А.А. Формирование законодательства в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике (обзор материалов «круглого стола») // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2024. № 2 (63). С. 48.