Россия
Россия
Представлен критический анализ и обобщение статистических данных и результатов исследований по пожарам автотранспортных средств, вызванных пожароопасной эксплуатацией термокаталитических систем, а также методов исследования и диагностирования аварийных пожароопасных режимов их работы. Установлено, что перегрев термокаталитических систем (до 1 000 оС и более) приводит к увеличению риска возникновения пожара. Перегрев связан, главным образом, с некорректной работой электронной системы управления впрыском топлива, пропуском и задержкой зажигания, подачей в цилиндры двигателя избыточного количества топлива, использованием некачественного топлива. Рассмотрена оригинальная методика диагностирования пожароопасных режимов работы термокаталитических систем, основанная на выявлении закономерностей между изменениями содержания вредных веществ в отработавших газах и неисправностями топливной аппаратуры, влияющими на качество приготовления горючей смеси, полноту ее сгорания и нейтрализацию вредных веществ.
пожары автотранспортных средств, каталитический нейтрализатор, дизельный сажевый фильтр, аварийный пожароопасный режим работы
1. Трофименко Ю.В., Комков В.И. Актуализированный прогноз численности, структуры автомобильного парка России по типу энергоустановок и выбросов парниковых газов до 2050 года // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2023. Т. 20. № 3 (91). С. 350–361. DOI:https://doi.org/10.26518/2071-7296-2023-20-3-350-361.
2. Ложкина О.В., Мальчиков К.Б. Cравнительный анализ пробеговых выбросов автомобилей на различных видах топлива при дорожных заторах // Вестник гражданских инженеров. 2024. № 2 (103). С. 133–143. DOI:https://doi.org/10.23968/1999-5571-2024-21-2-133-143.
3. Ложкин В.Н., Ложкина О.В. Повышение качества информационной поддержки контроля загрязнения атмосферного воздуха поллютантами автотранспорта на примере Санкт-Петербурга // Вода и экология: проблемы и решения. 2021. № 2 (86). С. 65–74. DOI:https://doi.org/10.23968/2305-3488.2021.26.2.65-74.
4. Ложкин В.Н., Калимуллина И.Ф., Сагиров Э.А. Контроль чрезвычайного загрязнения воздуха транспортом Санкт-Петербурга по критериям наносимого ущерба // Проблемы управления рисками в техносфере. 2024. № 2 (70). С. 95–101. DOI:https://doi.org/10.61260/1998-8990-2024-2-95-101.
5. Recent Advances in the Development of Automotive Catalytic Converters: A Systematic Review / L. Robles-Lorite [et al.] // Energies. 2023. Vol. 16 (18). P. 6425. DOI:https://doi.org/10.3390/en16186425.
6. Ложкина О.В., Онищенко И.А. Методика оценки выбросов опасных компонентов отработавших газов при пуске и прогреве двигателей автотранспортных средств в климатических условиях Арктики // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2020. № 3. С. 30–37.
7. Gao J., Tian G., Sorniotti A. On the emission reduction through the application of an electrically heated catalyst to a diesel vehicle // Energy Science & Engineering. 2019. Vol. 7 (6). P. 2383–2397. DOI:https://doi.org/10.1002/ese3.416.
8. Гавкалюк Б.В., Ложкин В.Н. Научные основы предупреждения возгорания автомобильных нейтрализаторов в эксплуатации // Проблемы управления рисками в техносфере. 2023. № 4 (68). С. 100–105.
9. Ложкин В.Н. Теоретические основы и практика диагностики эколого-пожароопасных аварийных режимов эксплуатации каталитических систем автотранспорта // Мир транспорта и технологических машин. 2023. № 1–2 (80). С. 74–80. DOI:https://doi.org/10.33979/2073-7432-2023-2(80)-1-74-80.
10. Modeling and deterioration diagnosis of catalyst on vehicle by variable forgetting factor-based on-line identification method / S. Hashimoto [et al.] // 14th IFAC Symposium on System Identification. Newcastle, Australia, 2006. P. 1364–1369.
11. De Almeida P.R., Nakamura A.L., Sodré J.R. Evaluation of catalytic converter aging for vehicle operation with ethanol // Applied Thermal Engineering. 2014. Vol. 71. Iss. 1. P. 335–341. DOI:https://doi.org/10.1016/j.applthermaleng.2014.06.069.
12. Dehaan J., Kirk P., Icove D. Kirk's fire investigation. 7th. London, England: Pearson; 2011. 763 p.
13. Analysis on Vehicle Fires Caused by Damage of Diesel Particulate Filter (DPF) / J.-Yu. Song [et al.] // J. Kor. Inst. Fire Sci. Eng. 2012. Vol. 26. № 4. P. 70–76. DOI: http://dx.doi.org/10.7731/KIFSE.2012.26.4.070.
14. Recent Advances in the Development of Automotive Catalytic Converters: A Systematic Review / L. Robles-Lorite [et al.] // Energies. 2023. Vol. 16 (18). 6425. DOI:https://doi.org/10.3390/en16186425/.
15. Онищенко И.А. Методика прогнозирования чрезвычайного загрязнения воздуха городов арктической зоны автотранспортом: дис. … канд. техн. наук. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России. 181 с.
16. Lee Eui-Pyeong. Analysis of a Car Fire Case Caused by the Overheating of a Diesel Particulate Filter // Fire Science and Engineering. 2017. Vol. 31. Iss. 1. P. 89–97. DOI:https://doi.org/10.7731/KIFSE.2017.31.1.089.
17. Experimental Study on a Fire Caused by Diesel Particulate Filter Regeneration / Sun Jae Kim [et al.] // Fire Sci. Eng. 2023. Vol. 37. № 5. P. 53–57. DOI:https://doi.org/10.7731/KIFSE.9291ed74.
18. The influence of temperature on the deactivation of commercial Pd/Rh automotive catalysts / D.M. Fernandes [et al.] // Process Safety and Environmental Protection. 2009. Vol. 87. Iss. 5. P. 315–322. DOI:https://doi.org/10.1016/j.psep.2009.05.002.
19. Thermal and chemical aging of model three-way catalyst Pd/Al2O3 and its impact on the conversion of CNG vehicle exhaust / Kumar Matam [et al.] // Catalysis Today. 2012. Vol. 184. Iss. 1. P. 237–244. DOI:https://doi.org/10.1016/j.cattod.2011.09.030.
20. Effects of Engine Operating Conditions on Catalytic Converter Temperature in an SI Engine / S. Lee [et al.] // Society of Automotive Engineers. 2002. DOI:https://doi.org/10.4271/2002-01-1677.
21. Осипов Д.В. Методика прогнозирования эффективности и пожарной безопасности нейтрализаторов транспортных средств: дис. … канд. техн. наук. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2011. 165 c.
22. Гавкалюк Б.В., Ложкин В.Н. Обеспечение пожарной безопасности сложных электронно-управляемых термокаталитических систем двигателей внутреннего сгорания: теоретические основы, диагностирование // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). 2023. № 4 (48). С. 15–22.
23. Ложкин В.Н. Теоретические и прикладные аспекты обеспечения комплексной пожарно-экологической безопасности топливно-каталитических систем в перспективе устойчивого развития международных перевозок // Проблемы международной транспортной политики: материалы Междунар. конф. М., 2022. С. 70–75.
24. Ложкин В.Н. Теория и практика диагностики пожароопасных режимов эксплуатации каталитических нейтрализаторов // Пожаровзрывобезопасность. 2022. Т. 31. № 3. С. 65–74. DOI:https://doi.org/10.22227/0869-7493.2022.31.03.65-74.
25. Ложкин В.H. Теория и практика безразборной диагностики и каталитической нейтрализации отработавших газов дизелей: дис. … д-ра техн. наук. СПб.: ГТУ, 1995. 444 с.