Россия
Россия
УДК 504.3.054 Загрязнение атмосферы. Загрязнение воздуха
На основе анализа состояния и развития методологии инструментального диагностирования в условиях эксплуатации пожарных автомобилей с дизельными поршневыми двигателями обосновываются преимущества роботизации динамического режима их нагружения в стандартной процедуре «свободного ускорения». Преимущества выявлены стендовыми испытаниями топливной аппаратуры полноразмерного автотракторного дизеля 4Ч11/12.5 путем изменения установочных регулировок топливоподачи в пределах значений, определенных в реальной эксплуатации. Исследованиями установлено, что применение робота-манипулятора позволяет вместе с обеспечением высокой степени воспроизводимости диагностической процедуры во времени установить явно выраженные закономерности изменения диагностических параметров топливоподачи и непосредственно (через рабочий процесс) связанных с ними оптической плотности (коэффициента абсорбции) и газового состава отработавших газов. Предложенный методологический подход диагностирования положительно протестирован на дизельных двигателях пожарных автомобилей различного конструктивного исполнения в реальных условиях применения.
мобильные средства пожаротушения, дизельный двигатель, техническое состояние, диагностика, роботизированный инструментарий
1. Иванов К.С., Реснянский С.Г., Мороз Н.А. Влияние динамических нагрузок на прочность деталей машин и режимы движения пожарных автомобилей // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2022. № 3. С. 75–80. DOI:https://doi.org/10.24412/2071-6168-2022-3-75-80.
2. Гавкалюк Б.В., Ложкин В.Н., Смирнов А.С. Теория и практика обеспечения безопасности применения в условиях чрезвычайных ситуаций силовых установок пожарных автомобилей 4-5 поколений // Проблемы управления рисками в техносфере. 2023. № 2 (66). С. 8–15.
3. Современные методы испытаний транспортных средств на экологическую безопасность / Д.А. Загарин [и др.] // Труды НАМИ. 2022. № 2 (289). С. 34–40. DOI:https://doi.org/10.51187/0135-3152-2022-2-34-40.
4. Фомичев А.И. Комплексный метод оперативного контроля топливных и экологических показателей работы тракторных дизелей в условиях эксплуатации: дис. … канд. техн. наук. Л., 1990. 186 с.
5. Болдин А.П., Сарбаев В.И., Чусова А.С. Возможности эксплуатационного диагностирования автомобилей Mercedes-Benz Sprinter специального назначения для повышения эффективности процессов и текущего ремонта, осуществляемых на автотранспортном предприятии в кооперации с фирменными СТО // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2020. № 4 (63). С. 3–13.
6. Осипов Д.В. Методика прогнозирования эффективности и пожарной безопасности нейтрализаторов транспортных средств: дис. … канд. техн. наук. СПб., 2011. 162 с.
7. Ложкин В.Н. Электромеханический манипулятор для выявления аварийно-опасных режимов эксплуатации дизельных машин в условиях Арктики // Экстремальная робототехника. 2021. № 1 (32). С. 123–130.
8. Сацук И.В. Закономерности распределения и технического состояния эксплуатируемых пожарных автомобилей по показателям конструктивной безопасности силовых установок // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2022. № 2 (25). С. 31–38.
9. Dr. Aung Ko Latt, Dr. Than Naing Win. Dynamic Force Analysis of Diesel Engine Crankshaft // Iconic Research and Engineering Journals. 2019. № 3 (2). S. 606–611.
10. Comanescu A., Rotaru A., Petrescu F.I.T. Study of forces in a 2T9R robot mechanism // Independent Journal of Management and Production. 2021. № 12 (9). S. 741–773. DOI:https://doi.org/10.14807/ijmp.v12i9.1554.